ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 91 комбинированного вида    
Содержание основной общеобразовательной программы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
 Детский сад № 91 комбинированного вида  

1.Целевой раздел   

1.Пояснительная записка  

Образовательная  программа  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 91 комбинированного вида является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Программа представляет  собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической  готовности к школе, обеспечивает  разностороннее гармоничное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.  В ДОУ оказываются услуги для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет, включая коррекцию речи детей от 5 лет до 7 лет.
 Образовательная программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Нормативно-правовой базой для разработки Образовательной Программы  является:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 91 комбинированного вида
ФГОС дошкольного образования (приказ  № 1155  Минобрнауки РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)\
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций».  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1014;    
Характеристика МБДОУ Детский сад № 91 комбинированного вида

Основные показатели Полная информация
1 Полное название образовательного учреждения
    Сокращенное
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 91 комбинированного вида
  МБДОУ Детский сад № 91
2 Юридический  адрес
    Фактический    адрес
362047, РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Морских Пехотинцев, 9 «а»
  362047, РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Морских Пехотинцев, 9 «а»
3 Учредитель
 
Администрация местного самоуправления                   г.Владикавказа.
 
4 Режим  работы ДОУ
 
 12-часовой, с  7.00 до 19.00
Выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни.
Реализация Программы осуществляется в течение всего  времени пребывания детей в ДОУ.
5 Количество групп  9 групп
6 Фактическая наполняемость 270 детей

   

ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе  нормативных  документов:
Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 91 комбинированного вида;
Лицензии на право ведения образовательной деятельности №1733 от 16.05.2012 года.   

1.2. Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.  

Программа направлена на:
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;
● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  
     Средствами Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС осуществляется решение следующих задач:
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Разработанная программа  предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Северной Осетии.
Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:
приобщение к истории возникновения родного города (села, поселка); знакомство с знаменитыми земляками и людьми, прославившими Осетию.
формирование представлений о достопримечательностях родного города (района); его государственных символах.
воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (районе; селе)
формирование представлений о животном и растительном мире родного края.   

1.3. Принципы и подходы к формированию образовательной программы.  

Общеобразовательная программа МБДОУ Детский сад № 91 сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральными государственными образовательными стандартами:
поддержки разнообразия детства;
сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащения детского развития;
индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
партнерство с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
обеспечение преемственности дошкольного общего  и  начального общего образования.   

1.4. Общие сведения о коллективе воспитанников, работников.   

Основными участниками реализации программы  являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Группы Возраст детей
 
Количество групп
 
1 ясельная группа 2 года 1
2 ясельная группа 2-3 года 1
Младшая «А» группа 3-4 года 1
Младшая «Б» группа 3-4 года 1
Средняя группа 4-5 лет 1
Старшая группа 5-6 лет 1
Старшая логопедическая группа 5-6 лет 1
Подготовительная группа 6-7 лет 1
Подготовительная логопедическая группа 6-7 лет 1

Формы реализации программы: игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность,  проектная деятельность. Реализация Программы осуществляется в  форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно- эстетическое развитие ребенка, в организованной образовательной деятельности. 

Характер  взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.  
Кадровый  потенциал
Детский сад  полностью  укомплектован кадрами. Коллектив  педагогов ДОУ составляет 39 человек.  Воспитательно-образовательную работу осуществляют 31 педагог и специалисты: педагог-психолог, 2 инструктора по физической культуре, 3 музыкальных руководителя, 2 учителя-логопеда.  

Характеристика кадрового состава
1 Педагогические работники
(должности, количество)
Заведующая – 1
Старший воспитатель - 1
Воспитатели - 17
Музыкальные руководители - 1
Инструкторы по физической культуре - 1
Учителя-логопеды - 1
Педагог-психолог – 1
Воспитатель осетинского языка - 1
2 Образование педагогов Высшее профессиональное: 18  чел.
Среднее профессиональное: 6 чел.
3 Квалификационная категория Высшая-3
Первая- 6
Соответствие занимаемой должности - 8
Без категории-7
4 Педагогический стаж   
  до 5 лет       5
  от 5 до 10 лет                                              3
  свыше 15 лет                                               16

   

Образовательная программа